+7 (916) 969-61-36
Электронная почта издательства: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  

Субсидиарная ответственность: как взыскать долги, когда фирмы уже нет

Многие недобросовестные руководители выбирают следующий способ избавления от долгов компании: в течение одного года достаточно не предоставлять отчетность и тогда фирма прекращает свое существование. Как в фактическом, так и в юридическом плане: ее просто автоматом исключают из ЕГРЮЛ. При этом предприятию удастся прекратить деятельность без прохождения самой процедуры ликвидации, а значит - без налоговых проверок, извещений кредиторов и т.п.

Принудительная ликвидация оказывалась спасением для недобросовестных должников. Ликвидирована фирма – «сгорели» и все обязательства, включая финансовые. Кредиторы оставались у разбитого корыта. С прошлого года, после произошедших изменений в законодательстве, возможность «бросить» обросшую долгами компанию пресечена. Призвать к ответу по долгам можно в том числе и выгодоприобретателей, ликвидированных регистрирующими органами компаний. Сделать это можно путем привлечения их к субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность при добровольной ликвидации

Юрлицо исключили из ЕГРЮЛ. Этот факт еще не повод позабыть о долгах. Пока фирма существует в той или иной организационной форме, все финансовые обязательства на ней. После ликвидации отвечать своим личным имуществом и средствами по сумме непогашенной задолженности ликвидированного предприятия будут его участники.

Здесь стоит отметить важный нюанс. Участник будет привлечен к субсидиарной ответственности лишь в случае совершения им противоправных действий касаемо деятельности ликвидированного предприятия. Другими словами, убытки должны образоваться в результате его виновных действий либо бездействий.

Кроме того, требования такого рода могут предъявляться только если:

· они уже были предъявлены в первую очередь основному должнику;

· основной должник свои обязательства по каким-то причинам исполнить не может.

Уже завершенная процедура банкротства - не повод отказываться от привлечения к субсидиарной ответственности

Ответственность руководителей предприятий не ограничивается рамками процедуры банкротства. Три года. Такой срок, точкой отсчета которого будет начало конкурсного производства, дата, когда дело о банкротстве было прекращено либо заявление возвращено уполномоченному, отводится для подачи заявление об ответственности контролирующих лиц.

Конкурсное производство уже завершено – вот самый распространеный поводов, позволяющий судам отказывать в исках о привлечении должников к субсидиарной ответственности. Мотивировка была следующей: такое требование может быть заявлено только в рамках дела о банкротстве. Но после принятых в прошлом году законодательных изменений ситуация меняется.

Контролирующие лица должника – кто они?

С определением привлекаемого к ответственности лица могут возникнуть определенные сложности. Ведь в качестве контролирующих должника лиц могут выступать не только номинальные руководители, но и (или) фактические. Например, учредители предприятия. Более того, истец вообще может не знать состав участников прекратившего существование предприятия. В любом случае, устанавливать реального ответчика придется самому заявителю еще до подачи заявления в арбитраж.

Логично: прежде чем инициировать процедуру привлечения к ответственности контролирующего лица, сначала нужно разобраться с тем, кто именно им являлся в каждом конкретном случае.

Законодательной базой в этой области является ФЗ-127 от 26.10.2010 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а точнее – гл. III. Указанная норма разъясняет порядок привлечения к ответственности руководителя должника и иных лиц в рамках дел о банкротстве.

Исходя их анализа ст. 61.10 ФЗ-127, к контролирующим лицам должника можно отнести физических и юридических лиц, обладающих следующими признаками:

· они правомочные давать указания должнику и эти указания исполняются им в обязательном порядке;

· у них есть возможность влиять на действия должника и определять их любым иным образом, включая возможность вмешиваться в действия по совершению сделок и определению условий по ним;

· период времени, в течение которого они обладали таким влиянием, ограничивается тремя годами, при этом срок исчисляется ретроспективно с момента возникновения у должника первых признаков банкротства;

· прямо владеет более чем десятью процентами уставного капитала предприятия и получает в связи с этим обычный доход;

· признать его таковым должен арбитраж (по иным основаниям).

Отметим: законодатель четко разграничивает фактических руководителей от номинальных. Более того, у последних есть шанс избежать ответственности в рамках субсидиарной ответственности, если они:

· предоставят доказательства отсутствия у них права и возможности влиять на решения обанкротившегося предприятия;

· будут способствовать установлению истинного (фактического) контролирующего лица и поспособствуют в отыскании сокрытого имущества компании вообще или этого лица в частности.

Предмет доказывания в делах о привлечении к субсидиарной ответственности

Чтобы заявитель, в том числе и кредитор, смог в судебном порядке привлечь виновного к субсидиарной ответственности, он должен предоставить доказательственные факты:

· кто именно являлся контролирующим лицом должника;

· взаимосвязь между действиями (бездействиями) лица, признанного контролирующим, и наступившими последствиями в виде банкротства предприятия.

Как показывает судебная практика, этих оснований для вынесения решения не всегда достаточно. Так, применительно к субсидиарной ответственности, если заявителем является уполномоченный орган, он, кроме прочего, должен еще обосновать и реальную возможность привлечения конкретных лиц. Довод уполномоченного органа о всего лишь возможном привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам контролирующих должника лиц без таких обоснований принят быть не может.

Кроме того, все тем же заявителем должны быть представлены доказательства наличия финансирования проведения процедуры банкротства должника.

Александр Веремеенко, арбитражный управляющий, партнер юридической компании «Стороженко и Партнеры»

http://lfsp.ru/

Новости компаний

.